Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Тоска

Продолжительность:
2 часа 45 минут (два антракта)
Дата премьеры:
30 января 2004 года
Язык исполнения:
итальянский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ
Композитор Джакомо Пуччини
Либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Вольф Горелик
Дирижер Вячеслав Волич
Режиссер-постановщик Людмила Налётова
Художник-постановщик Елена Степанова
Художник по костюмам Елена Степанова
Главный хормейстер Станислав Лыков
Мировая премьера: 14 января 1900 года
Teatro Costanzi, Рим

Первая постановка в Московском академическом
Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: 18 апреля 1959 года

Премьера новой постановки: 30 января 2004 года
О спектакле

Жестокость и похотливость Скарпьи, чудовищно порочного и при этом светского человека и служителя власти; нежность Тоски, единственной женщины в опере, капризной и ревнивой, но прежде всего любящей, отважной; поэтичное простодушие, с каким художник Каварадосси привязан к жизни и ее радостям; очень искусное обрамление действия, которым поочередно служат церковь в праздничном убранстве, зал во дворце с соседней комнатой пыток, тюрьма и внутри ее карцер для приговоренных к смерти; сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и угнетения… Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками. Но торжество это оказывается лишь коротким мигом. Преступление, совершенное Тоской во имя любви, мстит и ей, и  ее возлюбленному.

Густаво  Маркези

Краткое содержание

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Церковь Сант-Андреа делла Валле. Сюда приходит Чезаре Анджелотти, политический узник, бежавший из тюрьмы. Его сестра, маркиза Аттаванти, оставила ему ключ от семейной капеллы. Анджелотти укрывается там. Входит ризничий. Вслед за ним появляется художник Марио Каварадосси, который пишет Марию Магдалину, вдохновляясь лицом увиденной им в церкви маркизы Аттаванти. Но любовь художника принадлежит певице Флории Тоске. Каварадосси замечает Анджелотти. Он решает помочь беглецу, чьи республиканские идеалы разделяет.

Входит Тоска. Незнакомка на картине возбуждает ее ревность. Каварадосси успокаивает возлюбленную. Они договариваются о вечернем свидании. Тоска уходит. Раздается пушечный выстрел: побег обнаружен. Каварадосси провожает Анджелотти на свою виллу. В церковь входят Ризничий, клирики, певчие. Получена весть о победе над Наполеоном. За пение в честь победы будет двойная оплата. В церкви появляется глава римской полиции барон Скарпиа. Он обнаруживает следы беглеца и подозревает, что Каварадосси помог Анджелотти. Возвращается Тоска, которая хочет сказать художнику, что вечернее свидание невозможно: она будет участвовать в концерте в честь победы над французами. Скарпиа разжигает ревность певицы. Он показывает ей веер маркизы Аттаванти, найденный в капелле. Может быть, художник сейчас с другой? Тоска устремляется на виллу, агенты Скарпиа следуют за ней. Барон торжествует. Теперь он сможет арестовать и Анджелотти, и Каварадосси. Тоска, о которой он давно мечтал, достанется ему.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ 

Кабинет Скарпиа во дворце Фарнезе. Барон ждет Тоску. Он уверен, что та придет ради спасения Каварадосси. Появляется Сполетта. Он докладывает, что на вилле был найден и арестован только художник. Скарпиа приказывает привести арестованного. Каварадосси все отрицает. Входит Тоска. Каварадосси уводят в камеру пыток. Тоска, не в силах слышать стонов возлюбленного, рассказывает, где прячется Анджелотти. Каварадосси гневно упрекает Тоску за предательство. Приходит весть о победе Наполеона под Маренго. Каварадосси ликует. Скарпиа отдает приказ о казни. Тоска предлагает все свои богатства за спасение любимого. Но Скарпиа хочет только любви Тоски. Тоска делает вид, что принимает условие. Скарпиа обещает, что расстрел будет инсценировкой: ружья зарядят холостыми патронами. Он подписывает пропуск на выезд из страны Флории Тоске и ее спутнику. Когда барон приближается к Тоске, та вонзает кинжал в его сердце.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
 

Замок Ангела. В ожидании расстрела Каварадосси пишет прощальное письмо любимой. Вбегает Тоска с радостной вестью: Скарпиа мертв, Каварадосси будет жить. Во время расстрела он должен упасть и лежать до ухода солдат. После залпа Тоска ждет, когда же поднимется любимый. Но Скарпиа обманул ее. Ружья были заряжены, Каварадосси убит. Врываются Сполетта и полицейские. Тоска сама решает свою судьбу – она выбирает смерть.

Пресса
Наталья Мурадымова — московская оперная звезда
21 июля,  2014,  Валентин Предлогов,
OperaNews.ru
Частица итальянского солнца в холодной Москве
2 февраля,  2014,  Евгений Цодоков,
OperaNews.ru
Оперный "хит" в трех цветах
24 марта,  2009,  Евгения Глухова,
Российский музыкант
"Тоска" в Музыкальном театре
1 ноября,  2006,  Михаил Фихтенгольц,
TimeOut
Основная сцена, 19:00
Цена от 600 до 2000 руб.
Все даты
  • 4 октября, 19:00
  • 25 ноября, 19:00
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный
информационный партнёр
Информационный партнёр