Царь Эдип / Замок герцога Синяя Борода
Композитор | Игорь Стравинский / Бела Барток |
Либретто | Жан Кокто / Бела Балаж |
Музыкальный руководитель и |
Феликс Коробов |
Дирижер | Тимур Зангиев |
Римас Туминас | |
Адомас Яцовскис | |
Анжелика Холина | |
Художник по костюмам | Мария Данилова |
Художник по свету | Дамир Исмагилов |
Главный хормейстер | Станислав Лыков |
Мировая премьера оперы-оратории "Царь Эдип": 30 мая 1927 года
Театр Сары Бернар (Théâtre Sarah-Bernhardt), Париж
Первая постановка оперы-оратории "Царь Эдип":
23 февраля 1928 года, Венская государственная опера
Мировая премьера оперы "Замок герцога Синяя Борода":
24 мая 1918 года, Венгерская национальная опера
Премьера спектакля: 16 марта 2017 года
Московский академический Музыкальный театр им.
К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Нотный материал для исполнения оперы-оратории "Царь Эдип" предоставлен издательством "Boosey & Hawkes"
Нотный материал для исполнения оперы "Замок герцога Синяя Борода" предоставлен издательством "Universal Edition"
Опера "Замок герцога Синяя Борода" исполняется на русском языке. Русский текст Натальи Рождественской.
В нашем репертуаре появились два знаковых произведения ХХ века. Это опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" и опера-оратория Игоря Стравинского "Царь Эдип".
Сложно переоценить то влияние, которое они оказали на развитие музыкального языка ХХ века. Их объединяют поиски новых приемов инструментовки, работа композитора над звуковой палитрой произведения. В "Замке герцога Синяя Борода" Бартока всего два главных героя, но их диалог удивительно тонко выстроен психологически. Перед нами открывается громадная палитра чувств, эмоций, которые Барток передает в звуке, основываясь на своем феноменальном знании народной музыки. В свое время Золтан Кодаи сказал, что для непросвещенной публики сложнее всего понимать Бартока-фольклориста, потому что это художник, который не просто цитирует народные песенки, а перерабатывает и выводит их на совершенно новый музыкантский и философский уровень обобщения народного материала – это обобщение смыслов, настроений, а не просто фольклорные цитаты.
Что касается "Царя Эдипа", то это произведение строгой формы и абсолютно выстроенной структуры. Жан Кокто и Стравинский сократили текст античной трагедии в 5-6 раз, сохранив главную интригу и основные повороты сюжета. Это "неоклассический" Стравинский, но это не подражание классике, а наполнение классических форм и классических средств выражения языком ХХ века.
Обе оперы имеют напряженный, почти детективный сюжет, но они абсолютно по-разному окрашены эмоционально. Думаю, этот контраст будет интересен для публики, как и возможность погружения в музыку начала ХХ века. Нас отделяет от момента создания этих произведений почти сто лет – столько же, сколько отделяет их от времен Бетховена.
Феликс Коробов
Царь Эдип / Замок герцога Синяя Борода | |
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик | |
Дирижер | |
Царь Эдип | |
Рассказчик | |
Эдип | |
Иокаста | |
Креонт | |
Тиресий | |
Пастух | |
Вестник | |
Замок герцога Синяя Борода | |
Герцог Синяя Борода | |
Юдит |
Играем с начала
Rewizor.ru
Российская газета
Известия
Коммерсант
Ведомости
Московский комсомолец
Colta.ru
Colta.ru
Музыкальная жизнь